ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРАВИЛАМ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

На сегодняшний день существуют Правила осуществления деятельности субъектами естественных монополий, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан 13 августа 2019 года № 73(далее – Правила) в которых предусмотрен порядок выдачи технических условий потребителям коммунальных услуг.

Так, согласно Правилам, под техническими условиями понимаются – технические требования, необходимые для подключения к сетям электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения в целях равного доступа потребителей к регулируемым услугам (товарам, работам).

Технические условия выдаются для подключения к сетям (электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения) субъекта естественной монополии (далее - СЕМ) или увеличения объема регулируемой услуги.

Для начала, за получением технических условий и результата его рассмотрения, за исключением выдачи технических условий на подключение объектов строительства к сетям СЕМ, Вам необходимо обратиться в Государственную корпорацию, посредством веб-портала «электронного правительства» или канцелярию СЕМ.  При обращении для получения технических условий,  заявка заполняется по форме, и прилагаются соответствующие документы по перечню, указанных в Правилах.

Необходимо отметить, что при обращении за услугой по выдаче и переоформлению технических условий непосредственно к СЕМ платане взимается, однако при обращении в Государственную корпорацию с потребителя взимается плата за оказание данных услуг.

По итогам рассмотрения Вашего заявления СЕМ принимает одно из следующих решении:

1) выдает технические условия;

2) отказывает в выдаче технических условий.

            Основанием для отказа может служить:

1) отсутствие свободных и доступных мощностей, емкостей, мест, пропускных способностей сетей субъекта естественной монополии, необходимых для предоставления требуемого объема регулируемой услуги;

2) отсутствие сетей субъекта естественной монополии или иного имущества, необходимого для предоставления регулируемой услуги.

Кроме того, дополнительно сообщаем, что на официальных сайтах СЕМ (за исключением СЕМ малой мощности) Департамент систематически проводит анализ работы по актуализации информации СЕМ с целью информирования потребителей: о резерве, наличии свободных и доступных мощностей, емкостей, мест, пропускных способностей сетей субъекта естественной монополии, схемы размещения сетей или иного имущества, используемого при предоставлении регулируемых услуг, информацию о ходе исполнения утвержденной инвестиционной программы, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам и иной охраняемой законом тайне в соответствии с законами Республики Казахстан. А также, дополнительная информация о деятельности СЕМ по предоставлению регулируемых услуг, в том числе субъектов, не имеющих собственных интернет-ресурсов, размещена на общедоступном сайте Комитета.

В целом, подключение к сетям электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения состоит из следующих этапов:

1) подача заявления на выдачу технических условий на подключение к сетям СЕМ или увеличение объема регулируемой услуги;

2) рассмотрение заявления на выдачу технических условий, поступающего через Государственную корпорацию «Правительство для граждан», СЕМ на предмет полноты прилагаемых документов, (за исключением на выдачу технических условий на подключение объектов строительства);

3) рассмотрение СЕМ заявления потребителя на выдачу технических условий на подключение к сетям СЕМ или увеличение объема регулируемой услуги;

4) выдача СЕМ технических условий;

5) проведение потребителем работ в соответствии с техническими условиями;

6) информирование потребителем о завершении работ и готовности к подключению к сетям СЕМ.

При этом, стоит отметить, что с момента подачи Вами заявления на выдачу технических условий на подключение к сетям СЕМ или увеличение объема регулируемой услуги, за исключением выдачи технических условий на подключение объектов строительства к сетям СЕМ, выдача СЕМ технических условий,включая срок рассмотрения Вашего заявления,осуществляется в течение пяти рабочих дней.

Однако при обращении на выдачу технических условий через Государственную корпорацию день приема заявления и день выдачи результата его рассмотрения не входят в срок рассмотрения заявления, тем самым  срок рассмотрения заявления может увеличиться, так как срок рассмотрения СЕМ начинается со дня поступления заявления СЕМ и не включает день выдачи Государственной корпорацией результата.

После предоставления информации потребителем о завершении работ и готовности к получению регулируемой услуги СЕМ осуществляет проверку выполненных работ согласно выданным техническим условиям и готовности к получению регулируемой услуги в  течение двух рабочих дней со дня получения.

Подключение к регулируемой услуге СЕМ осуществляется в течение одного рабочего дня, в случае соответствия выполненных работ техническим условиям.

В случае несоответствия выполненных работ техническим условиям, СЕМв течение одного рабочего дня информирует потребителя о неготовности строительного объекта к получению регулируемой услуги. Затем потребителю необходимо устранить выявленные нарушения и повторно информировать о завершении работ и готовности к получению регулируемой услуги.

Таким образом, конечным результатом прохождения вышеуказанных этаповявляется заключение между СЕМ и потребителем индивидуального договора на каждый вид предоставляемых регулируемых услуг в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом в сфере естественных монополий.

Необходимо обратить внимание на то, что пунктом 10 статьи 24 Закона Республики Казахстан «Оестественных монополий» при предоставлении доступа к регулируемой услуге существует ряд ограничений, по которым СЕМ запрещается:

1) взимать плату за предоставление информации о свободных мощностях;

2) требовать представления разрешений и иных документов государственных органов, негосударственных организаций, не относящихся к оказанию регулируемой услуги;

3) предъявлять потребителю иные требования, кроме соблюдения технических условий на подключение к сетям субъекта естественной монополии или увеличение объема регулируемой услуги;

4) создавать неравные условия доступа к регулируемой услуге;

5) ограничивать деятельность потребителя по проведению работ в соответствии с техническими условиями на подключение к сетям субъекта естественной монополии или увеличение объема регулируемой услуги;

6) требовать согласования проекта строительства на соответствие техническим условиям на подключение к сетям субъекта естественной монополии или увеличение объема регулируемой услуги.

Так, например, Департаментом рассмотрены жалобы потребителей на действия  КПФ АО «КазТрансГаз Аймак» и проведена внеплановая проверка по результатам которого Департаментом возбуждено административное производство по части 4 статьи 164 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» по факту предоставления неравного доступа, а также непредоставления доступа к услуге по транспортировке товарного газа по распределительным трубопроводам в виде невыдачи технических условий, в установленный законом срок.

Далее, возбужденное административное дело в отношении КПФ АО «КазТрансГаз Аймак» направлено в Специализированный административный суд города Костанай Костанайской области, по результатам рассмотрения которого постановлением суда                КПФ АО «КазТрансГаз Аймак» привлечено к административной ответственности с наложением административного взыскания в виде штрафа на сумму – 3 111 360 тенге (данное постановление не вступило в законную силу).

Исходя из вышеизложенного, Департамент сообщает, что несоблюдение СЕМ данных ограничений, предусмотренных Законом, может повлечь  за собой нарушение Ваших прав и законных интересов. В свою очередь,в целях защиты нарушенных прав Департамент принимает меры реагирования, таким образом, при возникновении случаев нарушений вышеуказанной нормы Вы вправе обратиться в Департамент с приложением подтверждающих документов.

Главный специалист отдела контроля за соблюдением законодательства и исковой работы  РГУ «Департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК по Костанайской области»
Атамбозова Ж.Б. Телефон: 8 (7142) 53 52 40.

Нужны ли общедомовые приборы учета тепловой энергии и в чем их преимущество

На сегодняшний день реализуется государственная политика по энергосбережению и повышению энергоэффективности, одним из требований которой предусматривает установку общедомового прибора учета тепловой энергии (далее – ОПУ). 

Так, согласно пункту 4 статьи 8 Закона Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» потребители производят оплату за потребленную тепловую энергию по тарифам, дифференцированным в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии, утвержденным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях.

При этом, установка ОПУ – это один из наиболее эффективных способов повышения уровня энергосбережения и контроля энергопотребления.

Также, Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» предусмотрены обязанности потребителя иметь приборы учета, своевременно и в полном объеме оплачивать приобретение и установку прибора учета, за исключением случаев приемки и ввода объектов строительства в эксплуатацию.

В свою очередь, ОПУ устанавливается на границе балансовой принадлежности сторон.

Вместе с тем, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности является точкой раздела тепловой сети между энергопроизводящей, энергопередающей организациями и потребителями, а также между потребителями и субпотребителями, определяемая по балансовой принадлежности тепловой сети и устанавливающая эксплуатационную ответственность сторон.

Граница эксплуатационной ответственности между потребителем и энергопередающей (энергопроизводящей) организацией в многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением потребительского кооператива собственников квартир (далее – ПКСК) или органа управления объектом кондоминиума, определяется по первому разделительному фланцу или сварному шву входных задвижек узла управления со стороны источника тепловой энергии.         

За энергоснабжающей организацией закреплена обязанность подачи тепловой энергии до этой самой границы, далее распределение тепла производиться по внутридомовым сетям, ответственность за которые несет ПКСК и жители дома, так как внутридомовые системы относятся к собственности жильцов многоквартирного дома. В связи с чем, необходимо отметить, о немаловажности значения состояния внутридомовых систем, от которых зависят параметры поступившей в квартиры тепловой энергии. Таким образом, наличие и  поддержание в исправном состоянии ОПУ является одним из методов для энергосбережения. При этом, во избежание необоснованных платежей необходимо соблюдать технические требования, проводить техническое обслуживание общедомовой собственности и своевременно проводить термомодернизационные мероприятия (утеплять стояки, содержать подъезды, подвалы внутридомовые сети в надлежащем состоянии).

В свою очередь, установка ОПУ производится по госпрограмме или же самостоятельно.  

При установке ОПУ по госпрограмме заключается трехсторонний договор финансового лизинга, Лизингодатель обязуется передать приобретенный в собственность у Продавца Лизингополучателю, которым выступает субъект естественной монополии, предмет лизинга, то есть ОПУ во временное владение и пользование. Согласно договору Продавец обязуется продать, поставить, осуществить монтаж, ввести в эксплуатацию, осуществить поверку и обеспечить гарантированное сервисное обслуживание предмета лизинга, а  Лизингодатель приобрести в свою собственность для передачи лизингополучателю. Также, Лизингополучатель независимо от фактического владения и пользования предметом лизинга обязуется на протяжении всего срока действия договора уплачивать регулярные периодические лизинговые платежи лизингодателю на своевременное получение, которых последний имеет право. Лизинговые платежи определяются согласно Графику погашения лизинговых платежей сроком на 48 месяцев с даты подписания акта приема предмета лизинга.

Таким образом, субъекты естественных монополии не являются лицом, приобретающим и установившим ОПУ, а являются лизингополучателями, денежные средства, оплачиваемые потребителями, субъектам естественных монополий в счет погашения стоимости ОПУ в полном объеме возвращаются лизингодателю в виде лизинговых платежей. 

При самостоятельной установке ОПУ жителями многоквартирного дома заключается договор с частными фирмами, где первые обязуются оплатить 50% от стоимости ОПУ до установки и оставшиеся 50 % от стоимости внести после установки ОПУ.

В случае самостоятельной установки ОПУ потребителям необходимо удостовериться о внесении ОПУ в государственный реестр средств измерений РК (реестр можно посмотреть на сайте http://kazinmetr.kz/si/), а также имеет ли организация все необходимое оборудование для выполнения работ по установке ОПУ.

Кроме того, необходимо отметить, что установка ОПУ позволяет жителям установившим его видеть фактическое потребление, а также регулировать подачу тепла, тем самым экономить при высоких температурах наружного воздуха.

Так, например, в городе Костанай в домах находящихся по адресам: улица Киевская, дом 7; улица Текстильщиков, дом 9; улица Алтынсарина, дом 131 (2 корпус); улица Алтынсарина, дом 131 (3 корпус); улица Шипина, дом 155; улица Шипина, дом 155/2, улица Дощанова, дом 145/6 установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, по которым четыре года с момента установки производилось начисления по фактически потребленному объему с учетом тарифа для категории потребителей, имеющих приборы учета тепла, что привело к значительной экономии средств.

Средняя экономия за четыре года по вышеперечисленным домам составила сумму в размере 1 000 000 тенге, по каждому дому экономия в среднем составила сумму в размере 250 000 тенге. 

Тариф на предоставляемую регулируемую услугу по теплоснабжению ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» за 1 Гкал (без учета НДС) для потребителей (население) имеющих ОПУ составляет 4 100,64 тенге, а для потребителей не имеющих ОПУ составляет 5 052,47 тенге или согласно норм расхода тепловой энергии плата за 1 м² составляет 161,68 тенге на протяжении всего отопительного сезона независимо от температуры наружного воздуха.

При этом, следует отметить, что при сдаче в эксплуатацию новостроек, строительная организация обеспечивает установку ОПУ в домах.

Напоминаем, об обязанности потребителей следить за сохранностью и рабочим состоянием ОПУ и своевременно передавать показания. 

При несогласии с начисленной суммой или при возникновении вопросов касательно оказания услуг по теплоснабжению Департамент рекомендует потребителям обращаться к субъекту естественной монополии для получения разъяснений.

В случае несогласия с действиями субъекта естественной монополии потребитель вправе обратиться в Департамент с приложением подтверждающих документов.

Главный специалист отдела контроля за соблюдением законодательства и исковой работы РГУ «Департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК по Костанайской области» Атамбозова Ж.Б.

Подробнее: https://kstnews.kz/news/commune/item-63841

 

Вниманию потребителей ТОО ЭПК «Atica» (ЭПК Атика)!

 

В связи с Постановлением заместителя государственного санитарного врача Костанайской области от 04.07.2020 года «О введении строгих ограничительных мер»  на территории Костанайской области, публичные слушания по отчету об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы перед потребителями и иными заинтересованными лицами по итогам первого полугодия 2020 года ТОО ЭПК «Atica» (ЭПК Атика) проводятся 30 июля 2020 года в 10 часов 00 минут в режиме видеоконференции посредством программного обеспечения «Skype».